(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
НОВОСТИ
О сохранившихся предметах, которые подарили музею его основатели.
12 июля 2019
Голгофский крест под сенью храма. Резная доска. КП 6090.
Дерево, темпера, резьба, роспись. 

Резные иконы с изображением Голгофского креста получили широкое распространение на Русском Севере, в первую очередь – в старообрядческой среде, где бережно сохраняли наследие древнерусской культуры. Центральным изображением резных досок является Гологфский крест, с орудиями страстей – копием и тростью с губкой. Он вооружен на горе, в недрах которой покоится черен Адама – первого человека, похороненного в том самом месте, где был распят Спаситель. 
Над крестом изображали церковные главы, от трех до одиннадцати, но чаще всего пять – это означало, что крест стоит под сенью храма. 
В верхней части доски – молитва Кресту: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази его….». Эта молитва получила широкое распространение на крестах и их изображениях еще в Средневековье, основная ее функция была – охранная. Под текстом молитвы располагаются буквенные сокращения, расшифровать которые без специальных знаний невозможно. О древности этой традиции свидетельствуют рукописи преимущественно первой половины XVII столетия, в которых содержатся такие криптограммы под названием «Сила крестная» и их толкование.
В начале 20 века эта резная доска находилась в д. Чертовицы, где проживало много старообрядцев. В фонды музея поступила, находясь в собрании основателя музея К. Г. Колпакова. 
На представленной доске они раскрываются так: 
В верхней строке: КХВВ – крест Христов возвещает воскресение.
ККЦ – крест красота церковная
КЦД – Крест царям держава
КАС – Крест ангелам слава
КВУ – крест верным утешение.
КБЯ - крест бесам язва
Монументальная, четко вписанная в прямоугольники доски композиция с узкими полями благодаря красочным розеткам и все системе росписи приобретает радостное звучание. По степени сохранности можно заключить, что икона, вероятно, находилась в молельной или большом углу избы (в который помещали божницу – киот). 
Благодаря включенной Молитве кресту и девяти церковным главам вместо пяти иконография этой доски представляет большую редкость. 

2. Золотной платок КП 301/3
В праздники поверх кокошника состоятельные каргополки надевали золотной плат – из тонкого хлопчатобумажного полотна, вышитый позолоченным пряденым серебром и битью «в прикреп» и тамбурным швом.
Схема, по которой вышиты платки, единообразна: один из углов украшен крупным золотным узором, смежные углы – небольшими ветками. Иногда по краю платка вышита надпись, указывающая имя владелицы, год изготовления. 
Самая простая композиция выглядит так: посредине – ветка с цветком или небольшой вазон, вокруг – отдельные цветы, по краю – небольшая вьющаяся ветка. Такими узорами декорированы самые ранние из датированных платков. 
В коллекции основателя Каргопольского музея сохранились золотные платки. Мы представляем один из них.
Платок из тонкой белой хлопчатобумажной ткани. Один из углов декорирован золотным узором: посредине – овальный бутон с круглыми розетками, по краю – полосы из узорных овалов, на фоне – отдельные листья, схематическое изображения зооморфных фигур. По краю вышитого угла – золотая тесьма с бахромой.





Назад