(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
Каргопольский музей открывает рубрику «МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ», в которой мы будем рассказывать об уникальных предметах и о предметах, которые бытовали в каждом доме.
Приглашаем вас воспользоваться возможностью познакомиться с коллекциями и предметами из фондов нашего музея, не выходя из дома.
Читайте, внимательно рассматривайте предметы музейного фонда, задавайте вопросы в нашей группе Каргопольского музея в Вконтакте, Facebook, Одноклассниках. И мы с радостью на них ответим.

Сегодня мы представляем ШКАФ–ЗАБОРКУ С ДВЕРЬЮ.

Шкаф – заборка двусторонний с выступающей нижней частью и профилированным карнизом. С фасадной стороны в верхней части – две застекленные дверки и три филенчатых доски. С оборотной стороны дверей нет, полки полностью открыты.
В свободно-кистевой росписи шкафа и дверей использованы широко распространенные в декоративно – прикладном искусстве XIX века вазоны с цветами. Их изображения связывались в народе с пожеланием счастья. Образ льва в России был также весьма популярен: его можно увидеть в скульптуре, на изразцах, в изделиях из металла, в лубке, в иллюстрациях церковных книг, а также в народных росписях, вышивке, резьбе по дереву.
Самовары как элемент городского быта появляются в наиболее развитых в торговом отношении районах Севера во второй половине XIX века. Иметь самовар было очень престижно, это был показатель статуса и уровень благосостояния семьи. В это время входят в моду изображения самовара и другие принадлежности чаепития.

___________
1. Шкаф – заборка с дверью. Дом Беляевых, деревня Зимницы, Волосовская волость Каргопольского уезда. Конец XIX в. Дерево, масло, столярная работа, раскраска, роспись. Привезен экспедицией музея в 1989 г. КП 8246 инв. 1323 Д.
2. Фрагмент шкафа – заборки с дверью. Дом Беляевых, деревня Зимницы, Волосовская волость Каргопольского уезда. Конец XIX в. Дерево, масло, столярная работа, раскраска, роспись. Привезен экспедицией музея в 1989 г. КП 8246 инв. 1323 Д.



«Дуга, топор и рукавицы»

Стул давно перестал быть предметом роскоши, превратившись в незаменимую вещь, неотъемлемый атрибут любого интерьера.
В экспозиции различных российских музеев можно увидеть необычное деревянное кресло, спинка которого выполнена в виде конской дуги, подлокотники — двух топоров, а сзади на сиденье небрежно брошены две рукавицы. В конце XIX — начале XX века подобные предметы мебели можно было встретить в домах аристократов, купцов, интеллигенции, мещан. Было такое кресло и в кабинете императора Александра III.
В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге были представлены столярные изделия мастера Василия Петровича Шутова (1827-1887), среди которых особое внимание привлекли необычные кресла. Они были выполнены в «крестьянском» стиле: такое кресло вполне могло стоять в какой-нибудь избе и быть сделано из подручных материалов. На дуге-спинке была вырезана прибаутка всех ямщиков: «Тише едешь, дальше будешь». Два топора-подлокотника вонзились в доску сидения. На сидении лежат оставленные кем-то рукавицы. Надо ли говорить, что это творение заслуженно получило бронзовую медаль!
После выставки В. Шутов получил заказ на изготовление более 50 копий знаменитого кресла, а также привилегию от Департамента торговли и мануфактуры, выданную на десять лет, в течение которых никто более не мог изготовлять подобные кресла. По окончании этого срока появились различные вариации этого знаменитого кресла, выполненные другими мастерами: с рукавицами и без, музыкальными инструментами, разными пословицами и т.п.
_________________________________
На фото: кресло «Дуга, топор и рукавицы». Вт. пол. XIX в. Дерево; резьба. Принадлежало одному из купцов Немчиновых, куплено на Нижегородской ярмарке. На спинке надпись «Тише едешь, дальше будешь». КП 857 инв.469-Д.



КАРТУШ из Успенского монастыря.

В 1929 г. в Каргопольский музей при закрытии Успенского монастыря среди немногих предметов поступила деревянная фигурная доска – картуш с текстом об основании пустыни, ее преобразовании в женский монастырь и строительстве каменного Успенского собора. В описях монастыря этот предмет не значился. Оказалось, что он находился в доме настоятельницы.
Слово «картуш» восходит к слову «carta» – бумага. В архитектуре – это декоративная деталь в виде свитка или щита. В нашем случае картуш напоминает по форме польский щит. По контуру он очерчен зеленой рамкой. На белом фоне плоскости доски черным и киноварью идет рукописный текст полууставом. Расположение текста трехчастное: в верхней половине – по всей ширине в 14 строк, в нижней – в два столбца в 16 и 12 строк. Даты с 1612 по 1750 гг. приводятся отдельные в летоисчислении от сотворения мира, другие от Рождества Христова, написаны славянскими буквами.
В первой части повествования говорится об истории пустыни, основанной на левом берегу реки Онеги на холме близ Каргополя Иоанном Власатым, который «в иноцех наречен Иона». Он окончил свои дни в феврале 1612 г. и был погребен на горе. В 1649 г. в обители оставался лишь один инок. Каргопольское купечество просило только что возведённого в сан митрополита Новгородского Никона обратить её в девичий монастырь. Грамота была дана. Так появился Успенский Девичий монастырь.
В 1717 г. при закладке каменного двухэтажного Успенского собора близ погребения основателя в глиняном сосуде обнаружили клад – 101 серебряный рубль древнего чекана. Останки монаха - основателя положили под полом церкви, а деньги пошли на начальный этап строительства.
Это позволило уже через два года завершить нижний этаж и освятить центральный престол в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных небесных сил. «Освятися храм в лето от сотворения мира 7227 (1719) /…/ по благословению преосвященнаго епископа Аарона Корельскаго и Ладожскаго а святил архимандрит Спасо-Каргопольский Иосиф со священным собором». Текст об этом читается в левом столбце.
В следующих строках сообщается об освящении двух приделов нижнего храма в честь Зачатия святой Анны (1719) и трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (1726).
В правом столбце пишется о завершении строительства. Главный храм во имя Успения Божией Матери на втором этаже был освящен в 1747 г. Два последних во имя обретения Честной Главы Иоанна Предтечи и Всех Святых в 1750 г.
Строительство собора длилось 33 года. Начатое в царствование государя императора Петра I завершилось в правлении его дочери, императрицы Елизаветы Петровны.

Картуш находится в исторической экспозиции «Каргополье с древнейших времен».
_________________________________________
На фото: картуш с текстом об основании Успенского монастыря. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера, рукопись, полуустав. 66,5х93,5х1,3. КГИАХМ КП 2065. ДЖ-200.



_____________________
25 МАЯ - ДЕНЬ ПОЛОТЕНЦА.

Сегодня Каргопольский музей представляет ПОЛОТЕНЦЕ с сюжетами «Введение Богородицы во Храм», «Вход Господень в Иерусалим», «Покров Пресвятой Богородицы».

В коллекции полотенец выделяется одно – с изображением сюжетов «Введение Богородицы во Храм», «Вход Господень в Иерусалим» и «Покров Пресвятой Богородицы». Почему для вышивки были выбраны именно эти праздники, неизвестно. Несмотря на условность изображений, главные персонажи, детали и вышитые названия сюжетов соответствуют православной иконографии. Расположена вышивка в соответствии с традицией украшения головных полотенец – на обоих концах и в середине с одной стороны.
То, что вышивка сделана на машине тамбурным швом, не умаляет ее достоинств. На рисунок из плавных изогнутых линий, несомненно, оказал влияние характерный для конца XIX – начала XX века стиль модерн. Вышивальщица мастерски передала образы персонажей, вплоть до изображения мужских причесок и складок одежды. Наибольшее впечатление производит сюжет «Введение во храм», где рядом с трогательной трехлетней Марией – взволнованные родители, святые Иоаким и Анна; им навстречу выходит первосвященник Захария, раскрывший ребенку объятия. Не забыта и процессия дев, сопровождавших Марию в пути от Назарета в Иерусалим. Вероятно, полотенце предназначалось для украшения иконы или креста в церкви или дома, на божнице.
_________________________________________
На фото: полотенце с сюжетами «Введение Богородицы во Храм», «Вход Господень в Иерусалим», «Покров Пресвятой Богородицы». Конец XIX – начало XX вв. Полотно, хлопчатобумажные нити; вышивка машинная тамбурным швом, на концах бахрома из хлопчатобумажных нитей. КП 1826, инв. 1859 Т. Из фондов Каргопольского музея.



______________________
РУКОПИСНЫЕ КНИГИ.

24 мая отмечается ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ и культуры.
Братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и разработали методику славянских словосочетаний.
Традиции книжной культуры Русского Севера восходят в глубокое прошлое и связаны с появлением церквей и монастырей. Первые книги появились здесь в конце XV – начале XVI вв. вместе с появлением монастырей.
Самые ранние рукописные книги в собрании музея датируются XVI веком. Музей ведет работу по изучению каргопольских рукописей, по крупицам собирая информацию и выявляя имена писцов.
Известны имена писцов XVI в. из Каргополя, занимавшихся перепиской богослужебных книг для местных церквей и монастырей.
Писец по имени Фаддей в 1551 году переписал Пролог, оставив в конце книги интересную запись: «…написана бысть сия книга Пролог в месте нарицаемом Каргополь. Написана рукою многогрешною и окаяннаго, и унылаго, и дряхлаго, и грубаго, и скаредного…и недостойнаго ни небу, ни земли Фаддея худоумнаго».
В 1550 году Никита Савин переписал и положил несколько рукописей в Никольскую церковь Ловзангского погоста. В 1570 – 80 – х гг. Федотец Иванов сын Прыткого переписал несколько богослужебных книги для церкви села Хотеново. Занимались перепиской книг и в монастырях. Известно имя Ионы Мошенникова, монаха Александро – Ошевенского монастыря, который занимался перепиской книг.
Изучая историю рукописных книг, можно с уверенностью сказать, что Каргополь в XVI веке был одним из центров по книгописанию.
1. 
Рукописная книга «Евангелие». Хранится в собрании Каргопольского музея.

2. Евангелие. Первая половина XVI века. Бумага, бархат, металл, кожа, рукопись. Полуустав с характерным правописанием XVI в. Киноварь в заголовках и инициалах, тонкие киноварные инициалы, плетеные инициалы с зооморфными элементами, заставки балканского стиля в рамках, заставки нововизантийского стиля, заголовки вязью. Переплет: доски в лиловом бархате. 30,4х19,5х. КП 12849 инв. 13 К. Из фондов Каргопольского музея.

3. 
Рукописная книга «Пролог». Писец Никита Савин, вклад в Никольскую церковь Ловзангского погоста. Хранится в Российской Государственной Библиотеке.

4. Рукописная книга «Пролог». Писец Фаддей. Хранится в Российской Национальной Библиотеке.


____________________________
ДЕНЬ ПИОНЕРИИ



Есть праздники, которые ушли вместе с советским периодом нашей страны. Один из них - 19 мая– ДЕНЬ ПИОНЕРИИ. Вот уже 98 лет прошло с тех пор, как первые мальчишки и девчонки в СССР повязали красные галстуки и стали называть себя «пионерами». Для многих поколений годы детства навсегда связаны с пионерским галстуком, с пионерским отрядом, с крепкой дружбой и с памятью о чудесных пионерских традициях. Слово пионер во все времена означало «быть первым», быть примером в учёбе, в труде, в поведении. В Каргополе пионерская организация была создана в 1922 году, сразу же после решения II Всероссийской конференции РКСМ об объединении всех детских отрядов в единую организацию юных пионеров. Пионерское детство проходило под девизом "Будь готов! - Всегда готов!" Мальчишки и девчонки с азартом собирали макулатуру и металлолом, участвовали в смотрах строя и песни, военно-спортивной игре "Зарница" - всё это было ярко и интересно! А называться пионером было почетно и приятно. Каждый советский ребенок помнит ежедневный подъем под звуки радиопередачи «Пионерская зорька», торжественные пионерские сборы, переписку с детьми из других стран, «тимуровское движение», летние поездки в пионерские лагеря, песни под гитару у костра… В каждой школе работал старший пионерский вожатый, была пионерская комната, в которой проходили учёбы звеньевых, сборы совета дружины школы. Каждый отряд стремился стать лучшим в учебе, спорте и других важных пионерских делах. За хорошую учебу и поведение, активную общественную работу детям предоставляли почётное право сфотографироваться у знамени, награждали бесплатными путёвками во всесоюзные лагеря «Орленок» и «Артек». Лучшие отряды путешествовали по городам воинской славы. Ежегодно, в День пионерии, на каргопольском стадионе проходил районный праздник, устраивался парад школьных дружин, организовывались спортивные эстафеты, ребят бесплатно катали на теплоходе и угощали мороженым, проводили различные конкурсы, и все дружно пели пионерские песни. Сегодня мы живем в другое время. О пионерии остались только воспоминания. Многие события тех далеких дней оцениваются по-разному. Одно остается неоспоримым – это была организация для детей с хорошей идеей, красивыми традициями, патриотическим воспитанием.
___________________________________
В фондах Каргопольского музея бережно хранятся фотографии, рассказывающие об удивительной стране Пионерии. Представляем их вашему вниманию


Печниковские пионеры в Каргополе. 29 мая 1928 г.
В 1925 году в уезде уже было 26 отрядов,
в них 740 пионеров. Из фондов Каргопольского музея.
КП 8686.

Каргопольские школьники-пионеры.
Справа сидит Старостина Ольга. 1935г.
Из фондов Каргопольского музея. КП 14095.

Учащиеся Шильдской восьмилетней школы 1968 г.
Из семейного архива Александровых.

Вожатые пионерского лагеря в д. Ухта Каргопольского
района 1950-е гг. Из фондов Каргопольского музея.
КП 13503.

Пионеры у памятника В.И. Ленину.
1960-1970-е гг. Из фондов Каргопольского музея.
НВФ 181.


Авиамодельный кружок Дома пионеров. 1971 год.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 561.
В Каргополе активно работал Дом Пионеров и
школьников.
При нём было несколько кружков: авиамодельный,
танцевальный, кукольный, драматический, кружок
горнистов, фото кружок и другие.


Музыкальный кружок Дома пионеров. 1954 год.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 565.
В Каргополе активно работал Дом Пионеров
и школьников. При нём было несколько кружков:
авиамодельный, танцевальный, кукольный,
драматический, кружок горнистов, фото кружок
и другие.


Празднование Дня пионерии в г. Каргополе. 1971 год.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 179/1.
Ежегодно 19 мая в День Пионерии на стадионе
проходил районный праздник, устраивался парад
дружин, организовывались спортивные эстафеты
и показательные выступления.

Празднование Дня пионерии в г. Каргополе. 1971 год.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 179/2.
Ежегодно 19 мая в День Пионерии на стадионе проходил
районный праздник, устраивался парад дружин,
организовывались спортивные эстафеты и
показательные выступления.


Празднование Дня пионерии в г. Каргополе. 1971 год.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 179/3.
Ежегодно 19 мая в День Пионерии на стадионе проходил
районный праздник, устраивался парад дружин,
организовывались спортивные эстафеты и
показательные выступления.



Празднование Дня пионерии в г. Каргополе. 1971 год.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 179/7.
Ежегодно 19 мая в День Пионерии на стадионе
проходил районный праздник, устраивался парад
дружин, организовывались спортивные эстафеты
и показательные выступления.



Туристический слет пионеров Каргопольского района
на городском стадионе. 1950-е гг.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 691
Альбом «Каргопольский районный Дом пионеров
и школьников».


Туристический слет пионеров Каргопольского района
на городском стадионе. 1950-е гг.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 691
Альбом «Каргопольский районный Дом пионеров
и школьников».


Туристический слет пионеров Каргопольского района
на городском стадионе. 1950-е гг.
Из фондов Каргопольского музея. НВФ 691
Альбом «Каргопольский районный Дом пионеров
и школьников».


__________________________
ЗОЛОТНОЙ ПЛАТОК.

В собрании музея хранится 24 золотных платка. В Каргопольском уезде золотошвейный промысел существовал с конца XVIII столетия. Владели им немногие мастерицы, жившие в деревнях по Архангельскому и Ошевенскому трактам. Сама техника золотной вышивки обеспечивала сохранение старинных рисунков. В орнаменте каргопольских платков преобладают растительные мотивы, изящно обрамляющие надпись, которая вплетается в орнамент. В настоящее время все платки отреставрированы и частично экспонируются на выставке «Народное искусство Каргополья» в музейно – выставочном центре.
На представленном образце платка, в центре композиции вышивки, – узорный овальный бутон с цветами, по краю – зигзагообразная линия с листьями и круглыми розетками, на фоне вышиты отдельные листья и розетки. По краю платка надпись: «СЕЙ ПЛАТОКЪ ФЕОДОСИИ ДИМИ».
___________________________________
На фото: Золотной платок. 2-я половина XIX в. Хлопчатобумажное полотно, позолоченное пряденое серебро, бить, бумага, золотная тесьма с бахромой. Золотное шитье в прикреп и тамбурным швом. Происходит из Павловской волости Каргопольского уезда. КП 1827 инв. 248 Т


_______________________________________
РУКОПИСНАЯ КНИГА «Родословные и хронологические таблицы до 1736 г». Рукопись содержит 44 листа.

Текст родословных таблиц размещен в кругах. Памятник относится к неисследованному типу исторической литературы первой половины XVIII века. Такие таблицы составлялись на основе пространных рукописных Хронографов предыдущих веков и содержали наглядное изложение Библейской истории, истории Древнего мира и Византии и заканчивались родословиями русских князей и царей и хронологическими заметками о становлении Российского государства и истории русской церкви.
________________________________________
На фото: Хронологические и родословные таблицы по 1736 г. Середина XVIII в. Бумага, рукопись. 38,0×30,5×1,5 см. КП 14701 инв. 1621 К. Из собрания Каргопольского музея.


________________________________

ИКОНА «МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА».

Мученица Параскева с древнейших времён была на Руси самой почитаемой из всех святых жён. На Руси Параскеву Пятницу считали покровительницей женщин, женского труда, а также торговли и купечества (по пятницам шла самая оживлённая торговля, и на городских торговых площадях нередко ставили посвящённые ей храмы).
Житие мученицы в славянском переводе стало известно на Руси в XII веке. Согласно ему, Параскева жила в Малой Азии в годы правления римского императора Диоклетиана. После смерти родителей-христиан она стала проповедовать Евангелие и обращать язычников в христианство, за что её взяли под стражу и предали мучениям. После того как святая Параскева сокрушила идолов в языческом храме, ей отсекли голову.
На Русском Севере в позднее Средневековье и Новое время было создано множество образов Параскевы. Обычно её изображали очень просто, согласно древней традиции: Параскева обращена к молящимся, в её правой руке крест как символ принятых за Христа мучений, в правой — свиток с текстом Символа веры, показывающим, за что она пострадала. На голове Параскевы мученический венец, которым её увенчали ангелы, — тонкий золотой обруч с перемычкой, украшенный драгоценными камнями. Нередко в XVII веке венцу на голове мученицы придавали вид высокой зубчатой короны, но на представленной здесь иконе мастер строго держался древней традиции.
_____________________________________
На фото: Икона. Мученица Параскева Пятница. Вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера. 48,5х37,5. КП 1314 инв. 70ДЖ. Из собрания Каргопольского музея.


 
______________________________

ФИЛЁНКА «ПЕРСИДСКАЯ СИВИЛЛА».

Доска фигурного профиля в резной золоченой раме. На ней слева изображена в рост прорицательница со свитком в руках. Справа – в большом картуше – надпись: «Сивилла Пер[с]ика. Пророче[ство] вала до Р[о]ж[дес]тв а Хри[с]т[о] ва лет за 1048. Слово невидимо родитс я о[т] Пречи[с]тыя Д[е]вы Марии на земли, буд[ет] пророк велик».
Сивиллы – античные прорицательницы, жившие в разных концах земли. Их пророчествам приписывалось указание на рождение Христа. Персидская сивилла Самбефа считалась древнейшей и славнейшей из них. Она происходила от праотца Ноя, была молода и красива.
Живопись выполнена в технике иконописи, темперой по левкасу. По манере письма она близка работам артели Ивана Богданова-Карбатовского, авторам иконостаса Христорождественского собора в Каргополе.
Изображения сивилл находились в подместном ряду иконостаса не сохранившейся Покровской церкви с. Лядины. Помимо Персидской сивиллы сохранилась еще одна филенка из этой церкви – Фригийская. Всего их было 8. Изображения сивилл были известны и в двух городских церквах: Вознесенской и Спасской на валу.
____________________________________________
Филенка находится в исторической экспозиции «Каргополье с древнейших времен» в здании Введенской церкви.


Филёнка. Персидская сивилла. Конец XVIII века
Артель Онежского иконописца И. И. Богданова - Карбатовского.
Из церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Лядины.
Дерево, левкас, темпера.
Реставратор М.Л. Рягузова, Каргопольский музей. 36х41,5 см.
КГИАХМ КП № 14668 ДЖ-489
 
_______________________
 
ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II.

Изображение Екатерины II Алексеевны, императрицы Всероссийской 1762-1796 гг., поясное, в трехчетвертном повороте. На портретируемой – платье серого шелка. На груди – цепь ордена Андрея Первозванного, среди 3-х чередующихся ее звеньев – герб Российской империи в виде двуглавого орла. На орденской цепи – знак ордена: синий Андреевский крест, наложенный поверх черного двуглавого орла, увенчанного тремя коронами. На кресте – изображение распятого святого апостола Андрея. С правого плеча спускается двухцветная Георгиевская лента со знаком ордена Святого Георгия 1 степени. На плечи накинута горностаевая мантия, голову венчает диадема.
В истории Каргополя имя императрицы Екатерины Великой по-особому памятно. Ее указом были выделены средства на восстановление Каргополя после великого пожара 1765 г., в том числе, беспроцентная ссуда горожанам на строительство домов. Город был реконструирован по регулярному плану. Одна из улиц получила название Екатерининской (с 1918 г. ул. Ленина). Фасад Соборной колокольни, возведенной на казенные средства, украшает вензель Екатерины II.

Портрет находится в исторической экспозиции «Каргополье с древнейших времен" в здании Введенской церкви. 
 
 
Портрет Екатерины II.
Неизвестный художник. XIX век. Холст, масло. КП 960 инв. 294-МЖ. 100х82,5 см
 
 
 
Фрагмент. Знак ордена святого Андрея Первозванного.
 
__________________________

ИКОНА «ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ»

Коллекция икон в собрании Каргопольского музея насчитывает около 1 000 музейных предметов, большая часть которых происходит из церквей и монастырей Каргополья. Самые ранние иконы датируются XVI веком и именно в это время на Каргополье появляются первые иконописцы. А в XVII веке иконописание становится одним из важнейших ремесел на Русском Севере. Самые ранние из дошедших до нашего времени икон Александра Ошевенского относятся к концу XVI столетия. На Русском Севере образы преподобного были широко распространены, особенно в Каргополье и Поонежье, где они были едва ли не в каждом храме. Особое значение преподобного именно для этих мест подчёркивала и нередко встречающаяся на его иконах надпись «Каргопольский чудотворец». Огромная популярность Александра Ошевенского среди местного, преимущественно сельского населения, во многом объяснялась народной памятью о его крестьянском происхождении и просветительской деятельности среди местных земледельцев. На иконе из Никольского храма в селе Волосово Александр Ошевенский представлен в традиционном для преподобных облике: он облачён в монашеские рясу и мантию, голову его покрывает чёрный с красными крестами куколь, спереди спускается такой же параман. Персты его отведённой в сторону правой руки сложены в жест благословения, в левой руке — развёрнутый свиток.

1. Икона «Преподобный Александр Ошевенский». Середина XVII в. Из церкви Николая Чудотворца в селе Волосово. Дерево, левкас, темпера. 49х32,5 КП 771 инв. 101 ДЖ

2. Фрагмент иконы «Преподобный Александр Ошевенский». Середина XVII в. Из церкви Николая Чудотворца в селе Волосово. Дерево, левкас, темпера. КП 771 инв. 101 ДЖ

_____________________________________

- Сегодня представляем первый предмет в нашей рубрике - РУКОПИСНУЮ КНИГУ «ЕВАНГЕЛИЕ» начала XVII века.
Коллекция рукописных и печатных книг в собрании музея насчитывает более 1500 предметов. Из них рукописных книг более 140 музейных предметов, самые ранние датируются XVI веком.
«Евангелие», написано священником церкви Святой Троицы в г. Каргополе Василием Ивановым Поповым, о чем свидетельствует запись на последних листах рукописи: «Слава и благодарение Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу давшему книгу сию написати и сподобившему совершить ее в художестве и трудах непотребного и многогрешного раба священноиерея Святыя и Живоначалные Троица Василия Иванова сына Попова, каргопольца, трудившегося о Господе. Аминь.»
Эта книга интересна как памятник, созданный на Каргополье. Писец – Василий Попов переписал это Евангелие с печатной книги и положил его вкладом в Спасо – Преображенский монастырь г. Каргополя. В монастыре Евангелие находилось до 1924 года. После закрытия монастыря оно вместе с другими книгами поступило в фонды музея.

На верхней крышке переплета по левкасу написано Распятие Христово с предстоящими и четыре евангелиста. Подобное оформление книги встречается очень редко.

Евангелие-тетр. XVII в. (1624 г.). Fº. 430 л.
КП 12861 инв. 25 К
Бумага, рукопись. Полуустав. Киноварь в заголовках и инициалах. Заставки пером и инициалы старопечатного стиля. Вязь.

1. Верхняя крышка переплета Евангелия.
2. Разворот лл.12 об. -13
3. Запись писца Василия Попова.


 
 
 
_________________________________________