(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ВЫСТАВКИ
Тепло женской души
Передвижная выставка
выставка открыта с 01 января 2015 по 31 декабря 2018

Издавна на Руси рукоделием занимались женщины: пряли, ткали, вышивали, плели кружева. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой.

Выставка "Тепло женской души" прибыла из города Каргополя, что находится в Архангельской области. Это Русский Север – территория, освоенная славянами в XI-XIV вв. Город был административным центром огромного уезда, земли которого простирались в бассейне реки Онеги, выходя к Белому морю. Каргополь – известный торговый город древнерусского государства: через него проходил транзитный соляной путь из Поморья. В 1612 году каргопольская крепость успешно отразила нападение поляков и литовцев. Уроженец Каргополя А.А. Баранов был первым главным правителем русских колоний на Аляске. Такова история этого места.

Выставка знакомит с традиционными народными ремеслами: ткачеством, вышивкой, золотным и лоскутным шитьем. Экспонируемая коллекция текстиля Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, более 120 предметов, датируется XIX – XX вв.

Прежде всего, это традиционный женский костюм, бытовавший в крестьянской среде. В каждом регионе он имел свои особенности и отличия, проявившиеся в крое, декоративном убранстве, головном уборе. На протяжении времени они претерпевали изменения. Каргопольские рубахи второй половины XIX века  имели широкие чуть ниже локтя рукава, глубокий присборенный ворот, сарафан – узкие длинные лямки. Будничный сарафан шился из пестряди, а праздничный – из узорного ситца, шелка, кашемира, атласа, парчи. Наряду с просто сарафаном носили также шелковую «пару»: дополнением к сарафану служила душегрея. Такая одежда была праздничной. Позднее душегрею сменил «казачок» в талию и кофта-«косополка».

Головной убор молодой женщины – кокошник, именуемый «каргопольский» отличается приподнятым очельем, по краю которого спускается густая сетка поднизи, низанная бисером и жемчугом, виски прикрыты вытянутыми «наушниками-паушами». Девушки носили перевязки – широкий головной обруч, обтянутый кумачом с нашитым галуном и жемчужной поднизью. Пожилые женщины надевали сороки.

Богатый костюм каргопольской крестьянки включал расшитый золотом платок. Узоры на платках – солярные знаки, конские ладьи, пышное древо – отголоски архаичных представлений об устройстве мира. Мастерицы-золотошвеи, делавшие платки и кокошники на заказ, были из местных крестьянок. Золотные и серебряные нити использовались и при тканье особых поясков "со словами". Тканые надписи, указывавшие имя владелицы, содержали выдержки из известных текстов: "СЕЙ ПОЯСОКЪ ФЕДОСИИ ИВАНОВНЫ ЛЕТИ ЛИСТОК ЗАПАДУ НАВОСТОКЪ ПАДИ НАБЕЛУ ГРУТЬ ТОМУ КТО МИЛЪ ПРИЯТЕНЪ СЕРЦУ МОЕМУ НОСИ НЕТЕРЯИ".

Образ северной женщины в национальном костюме отражен в фотопортретах. Народный костюм универсален и удобен. Он преображает и украшает любую женщину, диктует особую манеру поведения. Это в полной мере ощутили на себе наши современницы, демонстрирующие костюм. Народный костюм – это не только прошлое. При Каргопольском музее существует студия, где женщины осваивают крой и пошив традиционного костюма, старинную вышивку.

Вышивка была одним из самых развитых видов народного искусства на Каргополье. Ее отличительной особенностью является орнаментальное богатство, сюжетное разнообразие, применение самых разных приемов шитья. Многие предметы: полотенца, подзоры, рубахи, передники, были обрядовыми и поэтому сохранили древние изводы орнаментов. Женские фигуры, всадники, птицы, двуглавые орлы, барсы образуют различные композиции или ритмически повторяющиеся ряды. Местные вышивальщицы, владевшие древними швами "набор" и "роспись", в конце XIX века осваивают тамбур, получивший здесь необычное название "мышиная тропка". Вышитые этим швом по кумачу узоры в виде кругов с лепестками внутри назывались "месяцы". Некоторые исследователи трактуют это как народный календарь. Своеобразным исключением каргопольской вышивки является выполненный старинными швами мелкий плотный геометрический узор оплечий – декоративного дополнения женских рубах. По характеру он ближе к южно-русскому шитью и на Севере и не имеет аналогов.

Это художественное явления есть подражание узорному ткачеству – еще одному способу декоративного украшения тканей: женских рубах, юбок, полотенец подзоров. Геометрические узоры обусловлены  техникой браного ткачества. Для северных тканей характерна "необыкновенная узорчатость, орнаментальность, графически-тонкая разработка форм и легкое равномерное заполнение фона, в противоположность ткачеству более южных регионов". Каргопольское крестьянское ткачество отличает колористическое богатство тканей, неповторимость орнаментики, своеобразна связь с вышивкой, что позволяет  считать это выдающимся явлением народного искусства, единственным в своем роде на Русском Севере.

В крестьянской среде была популярна и синяя кубовая набойка, заменявшая дорогие привозные ткани. Из нее шили одежду, широко использовали в быту. Обращает на себя внимание представленный на выставке кубовый столешник (скатерть). Композиция из крупных элементов напечатана на разных досках. В символике праздничного столешника соединились элементы древних аграрных культов и христианские символы. Трудоемкий красильный промысел прежде – удел мужчин, но сегодня его реконструкцией занимаются женщины.

Традиции, уходящие вглубь веков, рождают новые. Наряду с этнографическими предметами выставка демонстрирует авторские работы наших современниц. В конце XIX – начале XX века получила распространение техника изготовления половиков на ручных ткацких станах, а в XX веке – шитье из лоскута ковров-панно. Яркое тканое одеяло «ляпачиха» Марии Фоминой, созвучные неброским краскам северной природы дорожки Пелагеи Семянникой, лоскутные ковры по временам года Нины Крехалевой являются неповторимыми произведениями искусства. На выставке представлена также авторская кукла Елены Диковой. Кукольные персонажи, одетые в северный костюм, играют свадьбу. Здесь жених и невеста, божатка и тысяцкий, гости. Есть и невестино приданое. В последнее время художник занимается возрождением кубовой набойки, которая привлекает ее и как исследователя.

Настоящая выставка выявляет глубокие корни художественных традиций Каргополья, неиссякаемый творческий потенциал многих поколений. Творчество мастеров прошлого вдохновляет наших современников. Старинное шитье или ткачество, современные произведения выполнены с большим вкусом и любовью. Каждая вещь индивидуальна и неповторима. Посредством искусства мастера прошлого и настоящего передают нам выработанное веками представление о добре и красоте, вносят мир и порядок в наши души, хранят  лучшие черты национального искусства. Ведь женщины всегда выступали хранительницами традиций.