(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ВЫСТАВКИ
Откушайте чаю
Музейно-выставочный центр, ул. Ленина 40
выставка открыта с 04 июля 2017

В России чай стал известен с XVII в., а с XIX в. чаепитие стало одной из наших национальных традиций. Выработался и своеобразный ритуал чаепития, и особые правила, которым неукоснительно следовали. Чай пили не только с сахаром, но и с кондитерскими изделиями и другими сластями. Свои особенности имела чайная традиция на Каргополье, с некоторыми отличиями в городе и деревне.

Чаепитием завершался праздничный обед горожан. Угощались чаем со сластями: вареньем, пастилой, а также финиками, винными ягодами, черносливом, орехами. Мужчины могли добавлять в чай ром или кизлярскую водку. Одновременно подавали и кофе. В семейном кругу чай пили с пряниками, конфетами, левашом (особым способом высушенной земляникой). Был обычай устраивать чаепития во время семейных или дружеских прогулок в лес, на реку. Гостеванье в деревне, будь-то церковный праздник или свадьба, обычно начиналось с чая. Пили его с пряниками, конфетами и прочими «закусками». Гость, застававший хозяев за чаем, приветствовал их: «Чай да сахар!». «Чаю пить» или «Чаю откушать», – приглашали хозяева. Бытовали такие поговорки: «Чай пить – не дрова рубить», «Пей – да мимо не лей», «Чай без вина – пей без меня» и т.п.

В трактире или чайной можно было заказать стакан чая или пару чая. В последнем случае подавали два фарфоровых чайника: один среднего размера с крепко заваренным чаем, другой большой, с кипятком, и к ним четыре куска сахара на блюдце. Кипятка можно было требовать сколько угодно, пока не спивался заваренный чай. В начале XX в. в нашем городе было три чайных, две из которых располагались на улице Санкт-Петербургской, а одна на подворье Александро-Ошевенского монастыря на улице Каменке. Владельцами их являлись П.М. Прибытков, Е.И. Нефедова, Н.В. Кочнев. Почаевничать можно было и в буфете общественного собрания, находившегося на перекрестке улиц Екатерининской и Ивановской.

Центральное место в чаепитии, где бы оно ни происходило, занимал, конечно же, самовар. На протяжении XIX и XX вв. он являлся характерным символом русского быта и признаком домашнего благополучия. Формы и объемы самоваров были бесконечно разнообразны. Для семейного чаепития выпускались полуведерные и ведерные самовары. Вычищенный речным песком до солнечного сияния самовар превосходно гармонировал с деревом крестьянского дома. Вплоть до середины прошлого столетия, а в деревнях и долее, бытовал в России угольный самовар. Затем распространение получил электрический.

Коллекция Каргопольского музея насчитывает около 70 старинных самоваров. Наиболее редкие образцы происходят из собрания основателя музея К.Г. Колпакова.
Их четыре, и все они выставлены здесь. В основном, у нас тульские самовары, в том числе фабрики Б.Т. Тейле, братьев Павла и Ивана Гостевых, Баташева и др.

Шумящий, кипящий самовар – образ патриархального русского очага. Кому-то он навевает воспоминания детства или живописует картины дворянской усадьбы, купеческой среды, воспетой известными писателями и художниками. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку и того, и другого делают чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью и праздничное застолье.

По предварительным заявкам, на выставке проводится экскурсия с чаепитием с традиционной каргопольской выпечкой и театрализацией по сказкам Степана Писахова. Заявки по тел. 8(81841) 2 25 39.