(81841) 2-14-96
(81841) 2-26-60
 
ФОНДЫ
КАРГОПОЛЬСКИЙ КОСТЮМ.

Наиболее обширной и значительной в собрании музея является коллекция женского народного костюма, которая насчитывает около двух тысяч предметов. Формирование ее началось еще в XIX веке основателем музея К. Г. Колпаковым, в собрании которого было более 40 женских головных уборов, десяток сарафанов, рубахи и душегреи. В период всего времени существования музея шло пополнение этой коллекции. Сейчас в коллекции тканей более 20 перевязок, 50 кокошников, 80 сарафанов...
Каргопольский женский костюм сформировался в конце XVIII века и оставался неизменным вплоть до 30-х годов XX века. Как и все костюмы Русского Севера он состоял из сарафанного комплекса. Главным элементом костюма была рубаха, их в коллекции тканей насчитывается более пятидесяти. Со второй половины XIX века на Каргополье стали шить рубахи из покупных тканей. Верх рубахи шили из кумача, а «стан» оставался льняной и украшался ярким браным ткачеством. Поверх рубахи одевали сарафан. Один из ранних в собрании музея - косоклинный сарафан XVIII века, сшитый из сукна. Остальные сарафаны относятся ко второй половине XIX - началу XX вв. - это так называемые круглые или прямые сарафаны, которые шили из разных тканей: штофа, атласа, кашемира, ситца...
Необходимый элемент женского костюма - головной убор. Девичьи головные уборы Каргополья - это невысокие перевязки на жесткой основе из бересты, украшенные золотной нитью и жемчугом и обшитые парчой или позументом.
Еще один вид головного убора получивший широкое распространение на Каргополье - кокошник. С небольшим рогом спереди и удлиненной височной частью, он получил название - «каргопольский». Поверх кокошника обязательно одевали шитый «золотом» платок.
Коллекция золотных платков насчитывает 22 музейных предмета. В Каргополе и его окрестностях золотошвейный промысел существовал с конца XVIII столетия до 1930 - х годов. Владели им немногие мастерицы, которые, в основном, проживали в деревнях по архангельскому и ошевенскому трактам. Сама техника золотой вышивки обеспечивала сохранение старинных рисунков. В орнаменте каргопольских платков преобладают растительные мотивы, изящно обрамляющие центр композиции - сплошь шитое золотом "солнце". Иногда по краю платка незаметной полосой пущена надпись, которая вплетается в орнамент. Такие платки вышивались на заказ с именем владельца.

Наиболее цельной в собрании музея является коллекция женского народного костюма, в котором ярко отразился целый пласт народной культуры Каргопольского крестьянства XVIII - начала XX веков. Традиционным на Каргополье являлся «комплекс с сарафаном», который складывался и видоизменялся на протяжении веков. Кроме этого костюм представлен и другими элементами: женскими рубахами, юбками, поясками, передниками. Пояски к костюму на Каргополье ткали на специальном ткацком станке. Их украшали разноцветными шелковыми, золотными и серебряными нитями. На поясках часто был текст, который начинался словами «Сей поясок почтенной девицы...»


.

Городской костюм. Фотографии к. XIX - н. XX вв