ДОРОГИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
12 марта мы начнем большую просветительскую программу, подготовленную к выставке «Дороги русского Просвещения».

В лекционной онлайн программе, подготовленной к выставке «Дороги русского Просвещения», примут участие историки, архитекторы и художники, которые расскажут школьникам и студентам о древнерусской архитектуре и традициях Севера, об истории Каргополя и секретах реставрации, а также о современных инструментах адаптации исторического наследия.

Трансляция лекций в ВК группе "Каргопольского музея"
Начало лекций в 18:00

12 марта.
Татьяна Коробова. Архитектор-реставратор, член Союза реставраторов России, заведующая сектором по обеспечению сохранности объектов культурного наследия ГБУК АО «Каргопольский музей».
Лекция: «Каргополь-архитектурная летопись веков».
За свою многовековую историю облик города Каргополя неоднократно менялся. О том, как происходил процесс преобразований и об основных понятиях градостроительной науки на примере Каргополя и пойдет речь на лекции.

19 марта.
Евгений Ходаковский. Кандидат искусствоведения, историк архитектуры Русского Севера, заведующий кафедрой истории русского искусства СПбГУ.
Лекция: «Деревянная архитектура Каргополя и Каргопольского района XVII-XIX вв.».
Своеобразие и неповторимость архитектурного ландшафта Каргополя и его ближайших окрестностей определяется значительным количеством памятников деревянного зодчества XVII-XIX вв. В лекции будет представлен обзор утраченных и сохранившихся деревянных построек на территории самого города, а также раскрыты особенности церковной деревянной архитектуры Каргопольского района на примере известных и малоизученных объектов, относящихся к различным периодам истории северного зодчества.

26 марта.
Маргарита Баева. Директор фонда «Вереница.Спасение деревянных церквей Русского Севера»
Лекция: «Никольский храм XVII века в деревне Волосово Каргопольского района: история, противоаварийные работы, планы по реставрации»

2 апреля.
Татьяна Незвицкая. Начальник отдела научно-методической работы Всероссийского центра им. Рахманова В. С. музея-заповедника «Кижи», заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат архитектуры, производитель работ I категории, член секции памятников деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации, зам. председателя научно-экспертного совета при Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия.
Лекция: «Сохранение деревянных храмов севера: Две стороны одной медали».
Еще И.С. Тургенев отмечал «прелесть увядания в самом расцвете и торжестве красоты» древнего города Италии – Венеции. Ощущение, что Венеция, медленно умирает и постепенно разрушается, возникает последние два века. А может это и есть жизнь, жизнь без украшательств, жизнь стареющего города-памятника, которая влечет туристов. Как мы будем сохранять памятник реставрировать или консервировать? Как понять, где проходят границы применения консервационных и реставрационных подходов. Как воспринимается памятник после реставрации с новыми фасадами или со стареющим «челом» после консервации. Диалектика мышления реставратора постоянно находиться в поиске наилучшего решения. Сохранение памятника деревянного зодчества имеет два диаметрально противоположных проявления одной сущности. С одной стороны желание сохранить все следы истории и древности объекта, а с другой стороны желание выполнить реставрацию так, чтобы максимально заменить разрушенные элементы памятника для продления его жизни. Сохранение памятника- это, как две стороны одной медали и напоминание, что каждая ситуация имеет свои преимущества и недостатки, а оценка полной картины проблемы поможет принять обоснованное решение.

9 апреля.
Мария Рядова. Главный архитектор Государственного музея-заповедника "Царское Село", кандидат архитектуры, почетный реставратор Санкт-Петербурга.
Лекция: «Образцовые города Екатерины II – формирование планировочной и объемно-пространственной структуры города София (1780-1807 годы)».
Во второй половине XVIII в. было разработано более 400 планов городов, ознаменовавших новый этап развития государства и борьбу между древнерусскими архитектурными традициями и классическими основами градостроительства. Принципы четкой композиции плана города с выявлением центра, прямолинейным построением улиц, площадей, выделением набережных, заложенные еще при Петре I, в этот период получают свое гармоничное развитие. О своем увлечении строительством Екатерина II писала: «Моя строительная страсть сильнее чем когда-либо, и никакое землетрясение не истребило еще столько зданий, сколько мы воздвигаем».
Отражением монархических идей становится уездный город София, задуманный императрицей как идеальное поселение, градостроительный образец «просвещенного благополучия», продолжение ее «царскосельской рапсодии».

16 апреля.
Илья Печенкин. Кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства РГГУ.
Лекция: «Притяжение Севера. Русская архитектура в поисках своей идентичности».
Екатерининская эпоха открывает так называемый высокий имперский период в истории России, ознаменованный максимальной централизацией государства, территориальной экспансией и расцветом дворянской культуры. Классицизм во второй половине XVIII в. стал не только архитектурным стилем, но и средством унификации и урегулирования имперского ландшафта. Каргополь, перепланированный после крупного пожара 1765 г., стал одним из примеров имперского урбанизма. А всего столетие спустя ситуация кардинально поменялась: национальное и самобытное перестали противопоставлять прогрессивному. Лекция в рамках проекта «Дороги русского Просвещения» будет посвящена сюжету, относящемуся уже к концу XIX — началу XX столетия, когда на повестке дня стоял вопрос о самобытном «русском стиле» для современного строительства, а теоретики и практики зодчества в поиске вдохновения и самих «русских» форм обратились к наследию северного края. Открытие северорусской иконы и традиционной деревянной архитектуры вкупе с поэтичными образами каменных памятников древних Новгорода и Пскова дали стимул для активной творческой работы. В результате северная тема стала важнейшей в художественной мифологии тех лет, ярко проявившись в творчестве многих живописцев и архитекторов Серебряного века.

23 апреля.
Ксения Малич. Кандидат искусствоведения, историк архитектуры, академический руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ — СПб.
Лекция: «Переосмысление традиционной архитектуры в современных городских практиках».
Кажется, уважение к историческому наследию, его изучение и сохранение являются очевидными целями любой культуры. Но чаще всего единственной признаваемой ценностью исторической застройкой является ее возраст, музеефицированный статус, законсервированное состояние. Вместе с тем, еще в 1970-е годы появился новый взгляд на культурные слои города, их потенциал и методы взаимодействия с тем, что мы считаем прошлым, традицией, памятью. Какие инструменты адаптации исторических ансамблей и архитектурных традиций существуют в современных архитектурных практиках?

14 мая.
Андрей Пунин. Художник, архитектор, член Союза архитекторов России, главный куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — СПб, старший преподаватель НИУ ВШЭ.
Лекция: «Современное искусство, паблик арт и исторический город: взаимопомощь и правила игры».

21 мая.
Сергей Падалко. Архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Доцент кафедры архитектуры СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, профессор МААМ, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга.

http://discoveringthenorth.ru https://t.me/discoveringthenorth https://vk.com/discoveringthenorthkargopol

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений