Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
Переходящий двунадесятый праздник, всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе. В этом году праздник «Вход Господень во Иерусалим» приходится на 28 апреля. Это событие описано во всех четырех Евангелиях и рассказывает о торжественном вступлении Христа в Иерусалим, где ему предстояло принять страдания и победить смерть. Праздник начинается с Лазаревой субботы, когда Христос воскресил умершего своего друга – Лазаря. Люди, знающие о многих чудесах Спасителя, от избытка сердец взывали ко Христу: «Осанна» (что значит «благословен») и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви и одежды. Издавна с такой торжественностью встречали царей. Но люди переменчивы, и уже через несколько дней та же толпа будет кричать: «Распни Его».

Символически это евангельское событие понимается как вход Христа в каждое христианское сердце, где случаются и хорошие дела и наши грехи, которыми мы распинаем Христа.

В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными почками. Верба-символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости. Освящение верб бывает во время праздничного богослужения. Затем верующие приносят их в свои дома, где хранят, как знак проникающей благодати Божией, оберегающей жилище до следующего года. Когда мы идем с вербами, мы уподобляемся тем людям, которые когда-то встречали Христа.

Иконография этого праздника сложилась в IV- V вв. и не претерпела значительных изменений.

Архаично изображается она на иконе из собрания Каргопольского музея середины XVII века. Процессия во главе с Христом, восседающим на белом осле, как на престоле, движется от горы Елеонской к Иерусалиму. За ним шествуют его ученики, слева от них – могучее древо пальмы с пышной кроной. Апостолы находятся на некотором удалении от своего Учителя. Они находятся в смущении и не понимают – зачем Ему надо идти на смерть, ведь ее можно было бы избежать, их взгляды направлены на Спасителя. Так передано их духовное родство и единение. Из ворот города выходят и радостно встречают Христа жители Иерусалима.

Евангельское событие охвачено радостью, но вместе с этим – это вход в Страстную седмицу для того, чтобы стать всем христианам свидетелями небесной Славы Христа через Его страдания.

Изображение праздника присутствует в иконостасах православных храмов – в праздничном ряду. В Каргопольском Христорождественском соборе икону с этим сюжетом можно увидеть в главном иконостасе между «Богоявлением» и «Вознесением», слева от Царских врат. Живопись иконостаса выполнена в 1770-е годы талантливыми онежскими мастерами артели Ивана Иванова Богданова-Карбатовского.

В праздник Входа Господня в Иерусалим христиане желают укрепления духовного и телесного здоровья перед страшными днями Страстной Недели.

Поздравить всех христиан можно словами Величания праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы тебе вопием Благословен Грядый во имя Господне».


Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений