Изображение Георгия - воина (Победоносца) стало в древнерусском искусстве символом победы добра над злом.
Великомученик Георгий – один из самых почитаемых святых христианского мира и самый почитаемый среди святых воинов. Георгий родился в Каппадокии, в юном возрасте поступил на военную службу, отличился в войне с персами 296-297 годов и был назначен военачальником. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Георгий объявил себя последователем Христа и обличал жестокость и несправедливость императора. За это воина подвергли тяжким истязаниям, которые он стойко переносил. Георгия бичевали "жилами говяжиими", избивали и истязали на колесе. Ночью к нему в темницу являлся ангел и исцелял его. По приказу императора, Георгия обезглавили. Его житие многократно дорабатывалось и дополнялось на протяжении веков. В житии описывается Рождество и Крещение святого; исповедание веры; разорение Георгием капища и сокрушение идолов; раздача своего имения нищим и т.д.
Великомученик Георгий – один из самых почитаемых святых христианского мира и самый почитаемый среди святых воинов. Георгий родился в Каппадокии, в юном возрасте поступил на военную службу, отличился в войне с персами 296-297 годов и был назначен военачальником. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Георгий объявил себя последователем Христа и обличал жестокость и несправедливость императора. За это воина подвергли тяжким истязаниям, которые он стойко переносил. Георгия бичевали "жилами говяжиими", избивали и истязали на колесе. Ночью к нему в темницу являлся ангел и исцелял его. По приказу императора, Георгия обезглавили. Его житие многократно дорабатывалось и дополнялось на протяжении веков. В житии описывается Рождество и Крещение святого; исповедание веры; разорение Георгием капища и сокрушение идолов; раздача своего имения нищим и т.д.
Икона "Чудо святого Георгия о змие. Священномученик Власий Севастийский".
Из часовни Георгия Победоносца, деревня Низ, Ошевенского с/с, Каргопольский район.
Конец XVII века, дерево, левкас, темпера, 79х107 см.
Собрание Каргопольского музея КП 5973.
Одно из известнейших чудес святого Георгия – "Чудо о змие". Согласно легенде, в окрестностях некоего города, поселился дракон, пожиравший людей и животных.
Языческие жрецы, к которым обратился царь, посоветовали отдавать ему в жертву юношу или девушку. Когда очередь дошла до дочери царя, ее привели к озеру, откуда выходил за своей жертвой дракон. Внезапно появился святой Георгий на белом коне и пронзил пасть чудовища. Затем велел царевне накинуть на шею змея пояс и отвести его в город. Горожанам Георгий объяснил, что одолел змея силой Христа, и они приняли крещение.
"Чудо о змие" часто изображали на храмовых иконах церквей и часовен, посвященных святому Георгию. На представленной иконе показан развернутый сюжет "Чуда св. Георгия о змие": битва Георгия с драконом, царевна, стоящая в проеме городских ворот. За ней – город с палатами и башнями. На городской стене стоит царская семья, в окошках видны лица горожан. Справа от образа святого Георгия изображен еще один персонаж – священномученик Власий.
И Георгий и Власий в народе считались покровителями скота, поэтому присутствие их на одной иконе не случайно. Фигура свщмч. Власияобращена в сторону Георгия, будто он, как и жители города, наблюдает за происходящим. Изображения объединяет фигура Христа – в красном сегменте неба с крупными белыми звездами и облаками.
Художественный язык иконы несколько наивен, но формы тщательно проработаны: горки, узор на одеждах, архитектура. Выразительны такие детали как разворот головы коня с широко раскрытыми "человечьими глазами", его завязанный в тяжелый узел хвост, полосатый узор на штанах Георгия. Светлые и округлые лики выполнены в "живоподобной" манере, характерной для конца XVII века.
Повсеместное распространение культа святого на Севере, вызвано тем, что он считался покровителем животных и сельского труда. О почитании святого свидетельствуют сохранившиеся на Каргополье церкви и часовни. Память святого Георгия в народной среде отмечали как праздник: животных кропили святой водой и выгоняли на пастбища, лошадей купали, землю и водоемы освящали.
День памяти святого воина Георгия Победоносца совпал с окончанием Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. День Победы, день Воинской Славы России, – самый почитаемый для россиян праздник.
Образ святого находится на гербе столицы нашей родины Москвы, как символ всегда побеждающего добра и справедливости.
Языческие жрецы, к которым обратился царь, посоветовали отдавать ему в жертву юношу или девушку. Когда очередь дошла до дочери царя, ее привели к озеру, откуда выходил за своей жертвой дракон. Внезапно появился святой Георгий на белом коне и пронзил пасть чудовища. Затем велел царевне накинуть на шею змея пояс и отвести его в город. Горожанам Георгий объяснил, что одолел змея силой Христа, и они приняли крещение.
"Чудо о змие" часто изображали на храмовых иконах церквей и часовен, посвященных святому Георгию. На представленной иконе показан развернутый сюжет "Чуда св. Георгия о змие": битва Георгия с драконом, царевна, стоящая в проеме городских ворот. За ней – город с палатами и башнями. На городской стене стоит царская семья, в окошках видны лица горожан. Справа от образа святого Георгия изображен еще один персонаж – священномученик Власий.
И Георгий и Власий в народе считались покровителями скота, поэтому присутствие их на одной иконе не случайно. Фигура свщмч. Власияобращена в сторону Георгия, будто он, как и жители города, наблюдает за происходящим. Изображения объединяет фигура Христа – в красном сегменте неба с крупными белыми звездами и облаками.
Художественный язык иконы несколько наивен, но формы тщательно проработаны: горки, узор на одеждах, архитектура. Выразительны такие детали как разворот головы коня с широко раскрытыми "человечьими глазами", его завязанный в тяжелый узел хвост, полосатый узор на штанах Георгия. Светлые и округлые лики выполнены в "живоподобной" манере, характерной для конца XVII века.
Повсеместное распространение культа святого на Севере, вызвано тем, что он считался покровителем животных и сельского труда. О почитании святого свидетельствуют сохранившиеся на Каргополье церкви и часовни. Память святого Георгия в народной среде отмечали как праздник: животных кропили святой водой и выгоняли на пастбища, лошадей купали, землю и водоемы освящали.
День памяти святого воина Георгия Победоносца совпал с окончанием Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. День Победы, день Воинской Славы России, – самый почитаемый для россиян праздник.
Образ святого находится на гербе столицы нашей родины Москвы, как символ всегда побеждающего добра и справедливости.